Электричество прочно вошло в нашу жизнь. Пока оно есть, мы его не замечаем. Кажется, что так было всегда и будет, но стоит ему пропасть, и мы понимаем, что это проблема. Особенно когда отключение электричества происходит без предупреждения.
Гаснет свет, отключаются телевизор и компьютер, приходится корректировать свои планы, а кроме этого устранять последствия, начиная с поиска свечей, фонариков и спичек и заканчивая потёкшим холодильником и испорченными продуктами.
Особенно насущной эта проблема была в 90 годы прошлого века, когда имели место, так называемые, веерные отключения. Сейчас не запланированное отключение – явление гораздо более редкое. Но тем не менее оно встречается и портит жизнь.
Все отключения электроэнергии имеют два вида причин: технические и экономические.
Технические причины
-
Плановый капитальный или текущий ремонт всего электрохозяйства дома или какой-то его части, отдельных объектов.
-
Аварийный (полный или частичный) выход из строя системы электропитания.
-
Ограничение подачи электроэнергии может быть вызвано неудовлетворительным состоянием электрооборудования потребителя.
Теперь по каждому пункту подробнее. Что касается планового ремонта, то продолжительность и время плановых отключений электропитания на время проведения работ прописываются в договоре электроснабжения, который подписывается между потребителем (жильцом) и гарантирующим поставщиком. В таких договорах энергоснабжения, как правило, указывается ограничение поставки электричества не более 3 суток в год и не более 24 часов без перерыва.
По поводу возникновений аварийных ситуаций, то от этого никто не застрахован. Время устранения аварий законом не регламентируется. Хотя в скобках нужно заметить, что если поставщик электроэнергии содержит своё хозяйство в порядке, вовремя проводит профилактические мероприятия, плановый ремонт, то и аварийных ситуаций на этом участке возникает меньше.
Наконец, неудовлетворительное состояние электрохозяйства потребителя (имеется в виду дом) – это прямой путь к возникновению аварийных ситуаций и несчастным случаям. Решение об этом принимает представитель жилищной инспекции или Ростехнадзора. После этого представители исполнителя коммунальных услуг уведомляют потребителя и отключают подачу электроэнергии.
Экономические причины
-
Отключение электричества за неуплату
-
Наличие потребления электричества без учёта (без прибора).
-
Потребление электроэнергии без соответствующего договора с электроснабжающей организацией.
Что касается отключений за долги, то оно возможно после превышения суммы долга потребителем больше чем в 3 раза размера ежемесячной оплаты. К сожалению, часто исполнители коммунальных услуг используют угрозу отключения электричества, за неуплату других предоставляемых коммунальных услуг, отключение которых запрещено (водоснабжение, к примеру).
Нет нужды комментировать пункт о потреблении электричества без его учёта. Это воровство. Логично, что тем, кто ворует электроэнергию, её нужно отключать. И ещё наказывать за воровство. То же самое касается и последнего пункта. Самовольное подключение – то же самое воровство.
Но важно помнить, что при любом отключении или ограничении подачи электроэнергии, у исполнителя коммунальных услуг есть обязанность, извещать потребителя в письменном виде не ранее, чем за месяц до даты отключения. Разумеется, это не касается случаев воровства и аварийной ситуации. При отключении электроэнергии должен быть составлен соответствующий акт об этом.
В федеральном законе «О защите прав потребителей» (15 статья) предусматривается компенсация и морального, и материального вреда, нанесённого при отключении электроэнергии. Разумеется, в случаях, когда оно произошло с нарушением порядка, то есть, без предупреждения. Исключаются случаи аварийного характера.
Зафиксировав факт отключения электроэнергии – достаточно свидетельств соседей – и его последствий, в случаях, когда понесён материальный ущерб (а вот для этого нужно вызывать представителей исполнителя коммунальных услуг или электроснабжающей организации), можно смело обращаться в суд за компенсацией.
Что делать, если погас свет
Осталось осветить ещё один вопрос, связанный с отключением электричества. Куда звонить при отключении электричества? Если неожиданно погас свет, хочется узнать по какой причине и как надолго его отключили. Для начала нужно позвонить исполнителю коммунальных услуг. Чаще всего, это товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Если отключение не связано с какими-то работами, имеет смысл позвонить в аварийную службу. В каждом округе свой номер «аварийки». Нужно узнать его заранее, чтобы знать куда звонить при отключении электричества. Можно оставить заявку по телефону 8-800-700-40-70 (бесплатный номер). Жителям Москвы, в случаях, когда отключен весь дом, можно круглосуточно звонить по номеру 8-800-700-40-70. Это номер «Московской объединенной электросетевой компании» (МОЭСК).
Если выясниться, что электроэнергии нет только в одной квартире (при условии, что она не отключена за неуплату), скорее всего, неисправность в электропроводке квартиры.
Важно, чтобы на случай отключения электричества в квартире в определённом месте лежал фонарик, свечки или хотя бы спички. Хотя, конечно, будет лучше, если эта мера никогда не пригодится!
Неполадки в электропроводке: что делать и как их устранить?
Что делать, если срабатывает автомат в электрощите?
Яков Кузнецов
Популярные публикации:
- Как заменить наружную розетку на внутреннюю
- Как выбрать качественную розетку
- Устройство электропроводки в квартире
Надеюсь, что эта статья была для вас полезной. Смотрите также другие статьи в категории Электрическая энергия в быту и на производстве » Электричество в доме
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: Домашняя электрика
Здесь можно оствавить комментарий, задать вопрос и просто пообщаться:
Чат по электротехнической тематике
О сайте Электрик Инфо и авторах статей